?

Log in

No account? Create an account
cat

competidor


Аналитические материалы по трансгуманизму.

От Владимира Шмачкова.


Текст 2.1. Основы трансгуманизма в естественных науках.
cat
competidor

Этот раздел может быть очень велик по объему, но полагаю, что составление свода достижений нашей культуры, открывших дорогу мировоззрению, получившему название "трансгуманизм", не входит в задачу этого проекта. Предвидеть и направить развитие Движения поможет внимание к перечню вопросов, которые уже обозначились на пересечении общественного сознания и прогресса техники. Этот список можно разбить на четыре группы.


"Вечные" (мировоззренческие) темы:


  • природа личности — проблема ее копирования и прерывания существования;

  • возможность искусственного воспроизведения мышления;

  • природа уникальности личности — право личности на защиту своей уникальности;

  • оправдан ли путь модификации Человека — нужно ли ограничить свободу индивида созданием инструментов?


"Минимальная" природа общества:


  • степень возможной свободы личности от общества в "экономике автоматического изобилия";

  • допустимо ли создание потенциально равного Человеку, но социально подчиненного ему разума;

  • до каких пределов допустим рост индивидуального могущества;

  • социальная стабильность - "золотой век" или путь к деградации?


Следующие ниже темы возникают как следствие ограниченности возможностей индивида — задача поиска и систематизации информации в такой широкой области как "современные технологии, представляющие интерес для трансгуманиста", равно как и усвоение всех этих сведений превышают возможности обычного человека.


Упрощенные (ограниченной детальности) модели по темам:


  • человеческое тело — продление жизни;

  • нанотехнологии — путь к экономике изобилия;

  • естественные ограничения киборгизации и генетической модификации Человека;

  • виртуальная реальность.


Автоматизация и кооперация в сборе и распределении знаний:


  • видят ли поисковые системы Сети большую часть полезной трансгуманисту информации?

  • как представлять знания для их автоматической обработки?

  • какие стандарты использовать?

  • как объединить наши информационные банки?


Направления в трансгуманизме.
cat
competidor
Предисловие к текстам 2.1-2.4. Вторая редакция от 21.03.2013.
Задача следующих текстов — углубить круг представлений, объединяемых понятием «трансгуманизм». В этой связи мы сталкиваемся с настоятельной необходимостью введения терминов, разграничивающих существующие направления в общем течении культуры, ассоциируемом сегодня с этим словом.
В первую очередь следует выделить ставшее наиболее массовым направление «пропагандируемого трансгуманизма». Он может быть определен как широкое распространение идеи о возможности уже сегодня или же в ближайшем будущем изменения природы Человека с помощью технологии. Кроме позитивного восприятия и нетерпеливого ожидания этой возможности его ключевой особенностью является убеждения в сохранении наших социальных институтов в том духе, в каком мы их строили на протяжении последних столетий. Этот вид трансгуманизма не содержит ни новой философии, ни новой идеологии, и может рассматриваться как политическая идея, сторонники которой объединены не экономическими интересами или культурными традициями прошлого, а стремлением приблизить и пережить Самое Большое Приключение в Истории. Консерватизм этой позиции наиболее наглядно проявляется в требовании сдерживания «авангарда» - наиболее «далеко ушедшие» представители вида должны жертвовать своим временем и средствами ради потенциального блага большинства расы.
Направление, которое предлагается именовать «радикальным трансгуманизмом» возникает из рационального анализа постулата о возможности сохранения характера наших социальных институтов в ближайшем будущем. Оно возникает в ходе современной дискуссии о предполагаемых последствиях широкого распространения ожидаемых технологий. Вместе с попыткой конструирования новой философии, идеологии и этики для общества будущего это направление характерно основанной, в конечном счете, на скепсисе в оценке нашей способности к предвидению, зашитой права на свободное исследование Человека и экспериментов над самим собой. Радикальный трансгуманизм предполагает как путь наиболее социально мягкого, бесконфликтного прохождения сингулярности ускоренный отрыв авангарда от основной массы Человечества.
Как, в первую очередь, полемику с обеими названными выше направлениями в трансгуманизме нужно выделить «футурологическую биоэтику». Она характерна, в противоположность трансгуманизму, осторожным, опасливым, консервативным подходом к идее вмешательства в природу Человека, основанном на подчеркивании в первую очередь негативных последствий такого вмешательства. Несмотря на традиционное противопоставление «трансгуманизм vs биоэтика», выгодное обеим дискутирующим сторонам как средство привлечения общественного внимания, футурологическая биоэтика несет в своей основе философию «охраны» наступающего Золотого Века, поддерживаемую также и многими трансгуманистами.
Направление деятельности, постепенно затрагивающее все большее число людей, может быть названо «прагматическим трансгуманизмом». Он может быть определен как попытка сегодня предпринять возможные практические шаги, обеспечивающие личный доступ к технологиям завтрашнего дня. Как сформировавшиеся в этом течении самостоятельные направления можно назвать крионику и научный иммортализм.
Таким образом, футурологическая биоэтика, пропагандируемый, радикальный и прагматический трансгуманизм составляют полную группу возможных выборов для каждого из ныне живущих людей в его представлениях о предпочтительном будущем. Каждая точка зрения имеет свои аргументы «за», своих сторонников и свою оппозицию. Окончательный выбор совершит История, но нельзя исключить и возможность сосуществования очень долгое время идущих различными путями ветвей Человечества.

Предисловие. Трансгуманизм и трансгуманисты.
cat
competidor
Вторая редакция. (10.11.09)
     Эти заметки посвящены трансгуманизму академическому и сообществу людей, именующих себя приверженцами этих взглядов. Их можно также считать черновиками давно задуманного проекта «Лекций по трансгуманизму» и попыткой реформы нашего движения.
     Видимо, целесообразно здесь, в самом начале этой работы явно декларировать отказ от попытки превратить трансгуманизм в раздел науки — в столь обширной области как исследование будущего это на сегодняшний день невозможно, но и признавать трансгуманизмом любые рассуждения о возможных научных открытиях и технологических новшествах, их возможном влиянии на повседневную жизнь человека представляется более недопустимым.
     Долгое время принимая участие в работе русского трансгуманистического движения (РТД) я пришел к убеждению, что эта активность помогает мне понять трансгуманизм не более, чем участие в фан-клубе какой-либо музыкальной группы сможет сделать вас музыкантом. Аналогичное впечатление у меня сложилось из наблюдений за англо-язычной ветвью движения — WTA (world transhumanist assosiation впоследствии переименованная в Humanity+). Текущие результаты моего самообразования и представляются вашему вниманию. Полагаю, что их ценность заключена не только и не столько в том, что данные тексты — это единственное на сегодняшний день известное мне систематическое изложения трансгуманизма, ориентированное на само-образования в этой области, а в том, что я полагаю себя подготовленным для роли (прибегая к спортивной терминологии) «тренера» трансгуманистической команды. 
     Тренер футбольной (например) команды — как правило — это не один из известных игроков в футбол в прошлом, но он обладает двумя обязательными качествами:
  • хранит дух игры — множество людей не прочь время от времени «погонять» мяч на зеленом поле, но только очень не многие всю свою жизнь сохраняют желание играть в футбол и побеждать, особенно в том случае, когда вы явно не обладаете выдающимися качествами в этой области.
  • способен выбрать игроков — каждая команда желает пригласить сильных игроков, но судьба команды в долгосрочной перспективе зависит от действий коллектива в целом; используя аналогии с миром спорта, трансгуманистическое движение можно сравнить с массовыми забегами на марафонские дистанции — успех команды в забеге  зависит от умения тренеров найти в массе «энтузиастов» и воспитать спортсменов; это представляется обидной дискриминацией, но тренер должен выделить среди «интересующихся» только будущих членов команды и именно им уделить основное внимание (это особенно трудно сделать, когда численность команды не ограничена).
     Стараясь донести до вас эту же мысль несколько иным способом, могу заметить, что во второй половине двадцатого века через мир прокатились две волны ожидания по своим потенциальным последствиям (в случае их исполнения) многократно превосходящие трансгуманизм. Я также прошел через них, что принесло мне редкий духовный опыт. Применительно к интересующей нас теме можно увидеть эту область через следующие вопросы:
  • Насколько наше текущее представление о трансгуманизме соответствует его истинной исторической роли?
  • Какими методами мы можем приблизить наши представления о предмете трансгуманизма к реальным потребностям эволюции общества?
  • В чем состоит миссия трансгуманизма в обществе в историческом контексте?
  • Как разделить интересы нашего сообщества в целом и интересы отдельных личностей и их групп?
Как нетрудно видеть, с одной стороны эти вопросы носят общий характер и имеют свои аналоги, например, в фундаментальной физике:
  • Насколько наши представления о фундаментальных законах соответствуют реальной «конструкции» Вселенной?
  • Что есть метод науки?
  • В чем конечная цель физики?
  • Какие направления исследований следует развивать в первую очередь?
     С другой стороны, трансгуманизм подобен настойчивому желанию найти и вскрыть «ящик Пандорры» - при этом вам не уйти от вопросов: «Почему лично вы стремитесь это сделать?» и «Как общество в целом должно относится к вашим попыткам?». Крайне редко человек попадает в ситуацию, когда должен решать их для себя, а в тех случаях, когда он об этом действительно задумывается, наша социальная природа подсказывает ему известный ответ - «эти (подставить по выбору) радикальные преобразования следует провести ради грядущего «всеобщего блага». В тоже время даже самый беглый обзор Истории подтвердит известную формулу: нет лучшего способа проложить дорогу к поражению, чем поставить в зависимость достижение «всеобщего блага» от принесения в жертву множеством конкретных людей своих текущих интересов. Судьба подвижников, гениев, революционеров всех видов только подтверждает это правило. Никакое массовое движение (в том числе и трансгуманистическое) не может существовать без ориентации на конкретные актуальные потребности человека. В «век Internet» разнообразие человеческой природы позволяет организовать «массовость» даже в рамках самых узких групп.

     Необходимым этапом на любом пути ваших размышлений о своем месте в трансгуманистическом движении и месте этого движения в Истории будет вопрос о перспективах наших усилий. Если мы откажемся от весьма бедной модели, в которой Историю можно только замедлить или ускорить (и «исправить исторические ошибки»), а встанем на путь предположений о множестве дорог в будущее, выбор между которыми возможен на «перекрестках», то перед нами открывается весьма широкий простор для гипотез и поисков. Подлинный энтузиазм в этой сфере мне приносит знакомство с моделями  синергетики — они до сих пор слишком просты для описания процессов в обществе, но идея переключения между возможными сценариями будущего в них уже занимает достойное место. Эти модели демонстрируют, что на «перекрестке» для выбора сценария будущего может оказаться достаточным крошечного (в масштабе всей системы) усилия. Сегодня не существует Теоретической Истории, и вопросы подобного рода не имеют ясного ответа, но надежда на то, что трансгуманистам удастся найти «точку воздействия» на Будущее имеет право на жизнь. В рамках этой надежды мы снова возвращаемся к уже поднятым выше темам.