?

Log in

No account? Create an account
cat

competidor


Аналитические материалы по трансгуманизму.

От Владимира Шмачкова.


Previous Entry Share Next Entry
Способы создания Человека будущего
cat
competidor

Непосредственной целью публикации этого материала является наглядная демонстрация того, что трансгуманистически-ориентированные взгляды не являются новинкой последних десятилетий. Глубже лежит утверждение, следующее из опыта многих десятилетий, рождающееся из сопоставления историй трансгуманизма и науки, о том, что «трансгуманистический взгляд на мир», взятый отдельно, не является созидательным инструментом.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Способы создания Человека будущего"

Charles T. Rubin, The New Atlantis, 6.10.2009

Импульс перепроектировать Человечество не нов, и как только вы начинаете уделять этому свое внимание, его можно заметить в удивительных местах. Заглянем в следующий отрывок из очень длинной речи, произнесенной в 1891 основательницей Женского Христианского Союза Умеренности Фрэнсис Виллард (Frances Willard), одним из гигантов прогрессивизма (progressivism) рубежа веков:

Может случиться так, что в один прекрасный день день мир увидит Человека, наделенного лучшими свойствами тех, кого мы имеем привычку звать "позднейшими творениями": зорким и быстрым в движении как птица, с острым нюхом как борзая, верного как собака и полного мудрости как слон. Возможно также, что мы увидим Человека, который наделен не только этими свойствами, но и поднятого до высшего физического изящества, даров ума и милосердия всех прошедших поколений; такого, который сможет получать знания не существующим медленным процессом их приобретения, а мгновенно, через магнитный ток, из книг и мозгов его содержащих. Такого, который будет таким же мыслителем как Кеплер (Kepler) или Кант (Kant); таким же поэтом как Шекспир (Shakespeare) или Теннисон (Tennyson); таким же художником как Да Винчи (Da Vinci); таким же скульптором как Фидий (Phidias); таким же музыкантом как Бетховен (Beethoven); таким же государственным деятелем как Гладстоун (Gladstone); таким же филантропом как Шафтсбери (Shaftesbury); таким же святым как Гийон (Guyon). Естественно, невежественные и лишенные воображения объявят это невозможным, но все вокруг помогает приблизить появление чего-то подобного этому. Все искусства, изобретения, акты филантропии, религии - всего лишь поиск на ощупь средства создать Человека будущего, который должен стать таким, о котором все, у кого есть видение и способность предвидеть, всегда пророчили о том, каким он все же был бы - микрокосмос, зеркало вселенной. Мы в нашем небольшом углу, делая нашу работу, почти незамечаемую миром в целом, помогаем нашими маленькими поступательными усилиями создать этого совершенного Человека - цель всех желаний и надежд. Коралл-зоофит стоит не более уверенно на невидимом рифе, который все же должен подняться в мерцающей красоте выше уровня голубых морских глубин, чем мы созданы для универсальной и усовершенствованной человеческой натуры. Ничего более не имеется в нашем сознании или чем-то ином, кроме идеалов, которыми мы живем, и этот идеал был заложен в наше сознание с самого начала. Мозг - это всего лишь витраж, и теперь мы хотим заменить его на кристалл, прозрачный и блистающий. Полное воздержание [от алкоголя] - это залог, всего лишь одна нить в кабеле нашего организованного усилия, поскольку мы видели, что для создания человека, каким его хотел бы видеть Бог, постигающий совершенство должен изучить его наследственность, должен бдить как невидимый опекун у его колыбели, его школьной парты, его счастливой детской площадки, в его беспечной и подвергаемой опасности юности, в его полной соблазнов зрелости, и должен охранять не только от начал зла в его собственной отдельной карьере, но и от их организованной формы в привычках, традициях и законах его страны и его мира. Поскольку "легче предотвратить, чем уничтожить."

В этой выдержке Виллард наиболее утопична и полностью отходит от сильной склонности к практическим преобразованиям, которая является доминирующим тоном ее речи. И все же это не отделено от ее доминирующего тона; Виллард, как очевидно, понимала, что преобразование должно стремиться к чему-то, иначе же это - простое изменение, и здесь она намечает свою конечную цель. Описание желанного человеческого будущего Виллард могло бы служить манифестом для современного трансгуманизма, но при нескольких ключевых различиях.

Первым является ее идея, явно упомянутая в речи позже, о том, что мудрость науки находилась на сходящемся курсе с правдой религии, которую (удачным способом Спинозы) она определяет как создание добра, а не доктрины. Усилия Джеймса Хьюза (James Hughes) в трансгуманистических кругах для сближения трансгуманизма с Католической церковью только подтверждает очевидное - то, что для большинства трансгуманистов их проект является заменой для религии.

Второе различие - ее готовность признать не только животное физическое превосходство, но также и звездные часы человеческой культуры, которые почти или совсем не учитываются теми, кто находится в поисках Сингулярности. Кто такой Да Винчи (Da Vinci) по сравнению с предполагаемым суперинтеллектом? Дилетант и плохой художник, конструктор насыпей термита.

Наконец, Виллард обращается к усовершенствованному человечеству. Ее представление об этом совершенстве в конечном счете трудно постичь (зеркало вселенной?) и, возможно, оно несколько мистично. Но это - объединенное усовершенствованное человечество, не плюралистическое либертарианское трансгуманистическое видение разнообразных форм создания своего собственного постчеловечества. Для Вилларда мы все в этом вместе.

В этих моментах рассуждения Виллард возможно превосходят трансгуманистическую норму и, по крайней мере, они риторически превосходят просто отмеченные различиям: у нее есть видение человеческого прогресса, не оторванного от всей предыдущей истории человечества, вытекающее из него. В контексте, который был бы подобен общему прикосновению. Она, очевидно, никогда не думала о повторном обращении к ее идеям на втором проводящимся через год съезде Женского Мирового Христианского Союза Умеренности, и сделать это снова в разделе ее речи, посвященной воздержанию - ключевому вопросу организации. Мы не знаем, конечно, как ее аудитория, представители массового движения реагировали на этот пассаж. Мы уверенно знаем, что трансгуманисты говорят главным образом с... другими трансгуманистами. Но, возможно, принципиально их отделение от основной человеческой массы не должно стать проблемой; в конце-концов, если они правы о будущем, то с ними все будет в порядке, Джек.