Vladimir Shmachkov (competidor) wrote,
Vladimir Shmachkov
competidor

Category:

Жизнь Движения 1. Практика радикального трансгуманизма.

До настоящего времени в русскоговорящей части Движения словосочетание "радикальный трансгуманизм" можно встретить только в моем блоге и в архивах нескольких рассылок с моими письмами. Может сложится впечатление, что речь идет о некой гипотетической возможности, логической классификации. Хотелось бы показать, что это далеко не так. Некоторое время я назад я старался провести в жизнь ошибочную, как я вижу это теперь, тактику "радикализации РТД через его критику". Это были обреченные на безрезультатность усилия.

С другой стороны, присоединение к "радикалам" Движения мирового уровня - шаг трудный для меня технически и требующий более высокого, чем достигнутый мной сегодня, уровня знаний и умений. С моей точки зрения, за исключением отдельных лиц, в руско- или испано- говорящей части Движения нет групп, обладающих требуемым для этого уровнем.

Полагаю, что два приводимых ниже текста, принадлежащие перу Guilio Prisco, помогут наметить ориентиры и уровни радикального трансгуманизма.

Моя отставка из совета диекторов WTA/H+.

Я ушел сегодня (19.12.2008 - В.Ш.) в отставку из совета директоров World Transhumanist Association, которая будет скоро лучше известна под своим новым именем Humanity+.

Я мог видеть, что большинство в совете директоров намеревается вести Humanity+ в новом направлении, более умеренном и широко распространенном, возможно более вдумчивом, этичном и социально ответственном, но также менее радикальном и призрачном [1]. Humanity+ может стать хорошим, тихим, умеренным, этичным, ответственным и политически правильным квазиведущим социальным клубом, только с остаточными связями к "твердому ядру" трансгуманизма. Я уважаю мнение большинства и желаю Humanity+ все самое лучшее. В то же самое время, уходя, я выражаю свое категорическое несогласие.

Отмечу, что в то время как я осуждаю то, что чувствую как утрату силы трансгуманистического послания, оплакивая WTA, и сожалея об изменении природы одной из немногих глобальных трансгуманистических организаций, я полностью убежден, что Humanity+ может играть важную положительную роль в современном мире. Как умеренная массовая организация с некоторыми связями с трансгуманизммом Humanity+ может, в конечном счете, создать умеренные версии трансгуманистических идей более легкодоступные и приемлемые для мира господствующей науки, культуры, политического управления и для широкой публики. Таким образом, я поддержу Humanity+ и приложу все усилия для сотрудничества по конкретным поводам, но не думаю, что могу предложить нечто большее. Как и любой другой человек, я сохраняю свое время, которое посвящу продвижению более радикальной и призрачной интерпретации трансгуманизма.

Почти два года назад (даже Касандра может быть права время от времени) я написал в свой блог статью о Трансгуманизме, молодых шлюхах и старых фанатиках [2]. Я все еще бы поставил свою подпись под каждым ее словом, которые могут разъяснить мою позицию более детально.

1 - я (В.Ш.) сохранил дословный перевод слово "visionary", которое в контексте моего блога можно было бы приписать концепции альтернативы в Истории.
2 - эти слова взяты из из английской интерпретации немецкой пословицы, которую на литературный русский язык можно было бы переложить так "шлюха в молодости - праведница на старости".

Трансгуманизм, молодые шлюхи и старые фанатики.

В письме к Max Born (см. ссылку в оригинале статьи - В.Ш.) Albert Einstein приводил "красивую пословицу: Junge Huren — alte Beschwestern" (молодые шлюхи - старые фанатики).

Мы видели как это часто случается: когда-то был дикий подросток, иногда наивный, но полный творческого потенциала и энтузиазма. Затем он (она) получил(а) жесткие уроки, подобные тому, что Вы должны быть на работе в 8:00 в строгом костюме. И затем он (она) подает к самой унылой посредственности, забывает все дикие творческие идеи прошлого, и начинает носить строгий костюм даже утром в воскресенье. Он (она) может даже, и когда это случается - это действительно грустно, стать скучным, убежденным в своей правоте, напыщенным и нетерпимым старым фанатиком, который ненавидит подростков, имеющих нечто живое, что он (она) потерял(а).

Большинство подростков избегают этой западни, но некоторые - нет. Я иногда боюсь, что трансгуманизм - когда-то дикий и пугающе блистающий подросток - может стать унылым старым фанатиком.

Несколько лет назад я имел обыкновение подчеркивать, что трансгуманистическое движение должно отойти от "тормозящих" научно-фантастических корней и становится влиятельным голосом в широком мире. Метафора, которую я использовал, была той же самой - дикий подросток, который вырастает и начинает ходить на деловые встречи в формальном костюме. Я также имел обыкновение говорить, что трансгуманистическое движение не должно сосредотачиваться только на "тормозящем" научно-фантастическом материале таком, как бессмертие, мыслящие машины, имплантация чипов в мозг и загрузка сознания, но и концентрироваться на проблемах сегодняшнего мира, попытках найти жизнеспособное решение. Я все еще говорю и верю этому: мы должны быть частью общего прогрессивного мышления, носить строгие костюмы, если это помогает, и даже браться за детали выработки политической стратегии и практической политики.

Однако, это должно идти без замалчивания, без отбрасывания основных элементов нашего мировоззрения. Мы, или, по крайней мере, большинство из нас — фактически идиоты от научной фантастики. Я - один из них. Я полагаю, что развитие и развертывание передовых технологий для улучшения Человека без наложенных на самих себя априорных искусственных "этических" ограничений сделают мир лучше, повысят качество жизни и сделают более счастливым каждого на этой планете и вне ее. Именно это, как я полагаю, - единственная цель, которая имеет значение. Конечно же я нисколько не против практических этических дискуссий, связанных с качеством жизни и сегодняшним счастьем конкретных людей, но я категорически против абстрактной "этики" - что бог создал и что он не хочет, абсолютной истины, неопределенного понятия достоинства человека, морально ли это для летающих ослов при обсуждении теории чисел с кристаллическими свиньями и т.п.

Несколько лет назад мы основали Institute for Ethics and Emerging Technologies как "главный мозговой центр трансгуманизма в строгом костюме". Тогда мы прекратили использовать ярлык "T", который нам казался слишком ограниченным, и пригласили не-трансгуманистических мыслителей присоединиться к IEET. Под техническим руководством James Hughes IEET поставил себя как левый, трансгуманистически ориентированный техно-прогрессивный мозговой центр. Это - важный шаг, который, я надеюсь, приведет радикальный техно-прогрессивизм к идеям относительно улучшения Человека, все более и более воспринимаемые реальной политической жизнью.

Почему я пишу об этом? Потому, что я слышу предложения об упрощении трансгуманизма до такой степени, что он становится неузнаваемым. Я не отношу эти слова к предсказуемым тезисам напыщенной речи известного анти-трансгумастического био-луддита, но к идеям, выдвинутым людьми, близкими к трансгуманизму, и даже людьми, называющих себя трансгуманистами. Они стыдятся радикальных трансгуманистических идей и главным образом желают казаться разумными, "этическими" и политически правильными, чтобы заслужить одобрение консервативных био-луддитов. Пожалуйста!!! Давайте мне больше старого "тормозящего" научно-фантастического материала в любое время.

Я вижу техно-прогрессивизм и трансгуманизм как две дополняющие друг друга сферы мышления с небольшим наложением, и оба - основные элементы моего мышления. Техно-прогрессивизм - в том, как технологические достижения должны улучшить жизнь - здесь и теперь - такого большого количества людей, как только это возможно. Трансгуманизм - об ускользающей свободе воображать и нетерпеливо ожидать технологических достижений, которые могут, если им позволят, улучшить жизнь стольких людей, сколько это окажется возможным, гораздо более радикальными способами завтра и, возможно, в другом месте. Я стал трансгуманистом много лет назад, главным образом, потому, что трансгуманизм дал мне ощущение удивления, значимости жизни, видения нашего места во вселенной, мир и счастье. Я не вижу никакого конфликта или несовместимости между двумя "T" и хочу, чтобы трансгуманизм остался трансгуманизмом. Возможно, даже с некоторым "возвращением к корням" и "тормозящей" научной фантастике, исправляя то, что я начинаю чувствовать как политическую правильность старых фанатиков.

Послесловие от В.Ш.

На фоне очевидного для всех членов Движения постепенного перехода от научно-фантастического видения мира к (пользуясь метафорой G.P.) к "трансгуманизму в строгом костюме" явственно проступают, заметные даже при беглом анализе международной панорамы Движения, следующие черты:

  • большинство склоняется к упрощенной интерпретации трансгуманизма, легко находящей себе путь к сердцу "простого человека";
  • "радикалы" Движения предпочитают отойти от "трансгуманизма для масс";
  • вовлечение путем широкой пропаганды в Движение слабо знающих трансгуманизм и нечетко ориентированных неофитов только усиливает общий вектор сползания Движения к коктейлю из научно-фантастических и научно-популяризаторских представлений;
  • попытки "радикалов" традиционными методами воссоздать движение "твердого ядра" трансгуманизма не приносят результата.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments